Контакты
Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О.ОттаНаучно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и репродуктологииим. Д.О.Отта

Группа фармакологии отдела патоморфологии

История создания

В 1966 году по инициативе академиков АМН СССР М.А.Петрова-Маслакова и С.В.Аничкова в Институте акушерства и гинекологии им. Д.О.Отта была организована лаборатория фармакологии. Её первым руководителем была д.м.н. Александра Никифоровна Паскаленко. Исследования тех лет были сосредоточены на изучении эффективности, механизма действия и переносимости в эксперименте и клинике ряда гормональных контрацептивов и внутриматочных средств.

С 1976 по 2008 год лабораторию возглавил профессор Всеволод Всеволодович Корхов. С этого момента в сотрудничестве с ведущими институтами химического профиля страны в лаборатории начали проводиться широкие комплексные исследования в области фармакологии репродукции. Научная деятельность лаборатории была направлена на разработку и исследование стероидных препаратов, аналогов люлиберина, синтетических простагландинов, растительных препаратов, воздействующих на репродуктивную систему.  Приоритетные исследования в этой области отмечены 36 авторскими свидетельствами и патентами.

Основной научной деятельностью подразделения в настоящее время остается разработка и изучение новых лекарственных препаратов для регуляции функции женской репродуктивной системы. Особый интерес представляют соединения гестагенного и эстрогенного ряда.

Ведутся работы по созданию на основе эндометрия человека новой клеточной модели для изучения молекулярно-клеточных механизмов репродукции человека и оценки фармакологической активности оригинальных лекарственных препаратов.

Разрабатываются инновационные фармакологические подходы для терапии эндометриоза, основанные на применении ингибиторов сульфатазы эстрона и высокоактивных гестагенов. С этой цель ведется поиск новых оптимальных подходов к хирургическому моделированию данной патологии.

С помощью методов компьютерного моделирования проводится прогноз спектра биологической активности новых стероидных молекул и их возможных мишеней с целью выявления наиболее перспективных молекул с заданными фармакологическими свойствами.

Весомый вклад лаборатории в фундаментальную отечественную фармакологию связан с изучением взаимосвязи химической структуры стероидов и их фармакологической активностью.

Важным достижением является разработка, комплексное изучение и внедрение в клинику нового отечественного препарата прогестагенного действия – ацетомепрегенол, а также создание на основе него комбинированного контрацептива – эгестренол. Несомненно, к значимым событиям следует отнести изучение фармакологических и токсикологических свойств нового отечественного простагландина F – ароскапростола, прошедшего две фазы клинических испытаний и рекомендованного Фармкомитетом к применению.

Впервые в нашей стране получена и детально охарактеризована первичная культура эндометрия человека из биоптата взятого при проведении диагностической гистероскопии и аспирационной Пайпель-биопсии. Новая клеточная линия может явиться моделью для скринингового тестирования аналогов прогестерона, а также разработки новых молекулярных подходов к «таргетной» терапии патологии эндометрия.

Разработан новый способ моделирования острого жирового гепатоза беременных, наиболее приближенный к клиническому течению заболевания, подтвержденный морфологическим анализом печени и биохимическими показателями крови. Данная модель может быть использована для проведения скрининга как  вновь синтезированных, так и применяющихся в клинике фармакологических средств, обладающих гепатотропной активностью.

Одним из важных аспектов нашей работы является экспериментальное обоснование к применению различных фармакологических средств, для регуляции родовой деятельности при различных акушерских ситуациях. В этой связи представляют интерес исследования по влиянию адренергических средств, метаболических и вазоактивных средств, блокаторов кальциевых каналов, нестероидных противовоспалительных препаратов, синтетических антигестагенов на родовую деятельность.

Лаборатория оснащена всем необходимым оборудованием, позволяющим проводить широкий спектр доклинических испытаний современных лекарственных препаратов:

• Операционная для работы с экспериментальными животными.
  • Лаборатория для проведения цитологических, гистологических, иммуногистохимических исследований.
  • Стерильное оборудованное помещение для работы с клеточными культурами.
  • Виварий для содержания экспериментальных животных.

Оценить возможность использования эндометриальной клеточной линии в качестве новой модели для изучения фармакологической активности аналогов прогестерона и эстрогенов.

Разработать новый современный подход к поиску оригинальных лекарственных препаратов, основанный на модели последовательного оптимизированного отбора молекулы-кандидата на примере аналогов прогестерона (in silicо→in vitro→in vivo).

На экспериментальной модели эндометриоза изучить патогенетические механизмы развития заболевания, оценить способы его биохимической/молекулярной диагностики и обосновать медикаментозные подходы терапии.

Провести поиск биохимических показателей эффективности синтетических стероидных соединений как аналогов стероидных гормонов: сродство к транспортным белкам плазмы крови (альбумин); экспрессия ферментов, регулируемых стероидными гормонами (Gpx3).

1. Культура эндометрия человека: модель изучения репродуктивной функции / Э.К.Айламазян, М.А.Петросян, Г.Х.Толибова, Т.А.Крылова, Т.С. Горячая, Л.И.Петрова, А.О. Дурнова, В.О. Полякова, И.М. Кветной // Медицинский академический журнал. –  2012. – Т.12, №1. – С.28-35.
  2. Синтез и биологическая активность синтетических производных 17α-гидроксипрогестерона /  О.А.Зейналов, В.В.Ядерец, Т.С.Стыценко, М.А. Петросян, В.А. Андрюшина // Химико-фармацевтический журнал. – 2012. – Т. 46, №4. – С.7-10.
  3. Гомоцистеинпероксидазная активность плазмы крови крыс. Стехиометрия и ферментативный характер реакции / А.В. Разыграев // Биомедицинская химия. – 2013. – Т. 59, №. 6. – С. 636-643.
  4. Эндометрий: от ядерных рецепторов до тест-модели новых лекарств / Э.К. Айламазян, Г.Х. Толибова, М.А. Петросян, Т.Г. Траль, С.В. Сердюков // Молекулярная медицина. –  2014. – №5. – С.15- 18.
  5. Новые синтетические аналоги эстрогенов с антиоксидантными свойствами / А.Ф. Фидаров, С.Н. Морозкина, А.Г.Шавва, М.А.Петросян // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. – 2015. – Т.13. – С. 178-179.

• Патент РФ № 2454424 Диацетат 13-этил-гона-1,3,5(10),8(9)-тетраен-3,17β-диола, обладающий антиимплантационной и антиоксидантной активностью. Публикация патента 27.06.2012, приоритет от 18.11.2010.
  • Патент № 2610536 Способ моделирования острого жирового гепатоза беременных.

• Грант № 8142 «Разработка подходов к генной терапии эндометриоза, направленных на подавление ангиогенеза с помощью интерферирующих РНК». ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2012-2013.
  • Грант № 15-04-00591 «Исследование подходов к антиангиогенной терапии эндометриоза с помощью направленной доставки интерферирующих РНК в составе нуклеопептидных комплексов». РФФИ 2015-2017.

Международные научные проекты

Проект с Novartis Pharma AG (Basel-Switzerland) по тестированию синтезированных аналогов прогестерона на метаболическую стабильность, проницаемость клеточной мембраны и аффинность в панели ядерных рецепторов. 2013-2014.